ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 48RS0001-01-2021-004874-18 |
Дата поступления | 16.08.2021 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Никулин Дмитрий Алексеевич |
Дата рассмотрения | 29.11.2021 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | Советский районный суд г.Липецка |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 16.08.2021 | 10:19 | 16.08.2021 | ||||||
Передача материалов судье | 16.08.2021 | 13:23 | 16.08.2021 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 23.08.2021 | 13:53 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 24.08.2021 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 23.08.2021 | 13:54 | 24.08.2021 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 23.09.2021 | 09:30 | Кабинет №606 | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 24.08.2021 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 23.09.2021 | 14:31 | 23.09.2021 | ||||||
Судебное заседание | 14.10.2021 | 14:15 | Кабинет №606 | Рассмотрение дела начато с начала | Привлечение соответчика или соответчиков | 23.09.2021 | |||
Судебное заседание | 11.11.2021 | 11:30 | Кабинет №606 | Заседание отложено | ИНЫЕ ПРИЧИНЫ | 14.10.2021 | |||
Судебное заседание | 29.11.2021 | 14:30 | Кабинет №606 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | 11.11.2021 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 06.12.2021 | 18:33 | 13.12.2021 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 16.12.2021 | 15:26 | 16.12.2021 | ||||||
Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле | 25.10.2024 | 10:34 | о рассмотрении заявления и вынесении определения о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам | 07.11.2024 | |||||
Изучение поступившего ходатайства/заявления | 30.10.2024 | 17:01 | Назначено судебное заседание для рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса | 06.12.2024 | |||||
Судебное заседание | 20.11.2024 | 09:15 | Кабинет №606 | Отложено | неявка ОБЕИХ СТОРОН | 06.12.2024 | |||
Судебное заседание | 18.12.2024 | 17:15 | Кабинет №606 | Отложено | ИНЫЕ ПРИЧИНЫ | 06.12.2024 | |||
Судебное заседание | 20.01.2025 | 17:00 | Кабинет №606 | Отложено | ИНЫЕ ПРИЧИНЫ | 18.12.2024 | |||
Судебное заседание | 11.02.2025 | 09:30 | Кабинет №606 | Ходатайство/заявление отозвано | 21.01.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ГУ МЧС России по Липецкой области | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ГУЗ "Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1" | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | МКУ "Управление по делам ГО и ЧС г. Липецка" | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ОКУ «Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области» | ||||||||
ИСТЕЦ | Прокурор Советского района г. Липецка | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Управление здравоохранения Липецкой области |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
11.01.2022 | ФС № 040551533 | Выдан | Советское районное отделение судебных приставов г. Липецка Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области |
Дело № №2-4509/2021
УИД:48RS0001-01-2021-004874-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021 года город Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Никулина Д.А.,
при секретаре Корнейчук В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1», Управлению здравоохранения Липецкой области об обеспечении наличия объекта гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района города Липецка, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» об обеспечении наличия объекта гражданской обороны. В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о гражданской обороне при эксплуатации и использовании защитного сооружения установлено, что объект гражданской обороны, расположенный по адресу: <адрес>, является отдельно стоящим убежищем, год ввода в эксплуатацию - 1986, площадь 763 кв.м, вместимость - 200 человек, инв. № 36, в реестре Росимущества № 12490000005, в реестре МЧС России по результатам инвентаризации в 2014 году № 54987, балансодержателем является ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1», указанное защитное сооружение находится на земельном участке с кадастровым номером №, правообладателем которого, согласно выписке из ЕГРН, является городской округ город Липецка Липецкой области Российской Федерации. По информации главного врача ГУЗ «ЛГБСМП № 1», Управления здравоохранения Липецкой области учреждении в качестве защитных сооружений (убежищ) планируется использовать приспособленные подвальные помещения, емкостью до 1200 человек. По сведениям Управления здравоохранения Липецкой области от 09.04.2021 согласно мобилизационному заданию (само задание является секретной информацией) эвакуация учреждения в военное время не предусмотрена, персонал и больные (в том числе нетранспортабельные) остаются в пункте постоянной дислокации и укрываются в оборудованных подвальных помещениях. На основании вышеизложенного, в нарушение положений Постановления Правительства № 1309 имеющиеся подвальные помещения не могут служить защитным сооружением гражданской обороны (укрытием, противорадиационным укрытием, убежищем и так далее) без паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В связи с изложенным исковые требования заявлены именно в интересах неопределенного круга лиц, поскольку конкретный пофамильный и количественный состав работников ГУЗ «ЛГБСМП № 1» и нетранспортабельных больных на протяжении времени меняется. В связи с чем невозможно определить конкретный список граждан, чьи интересы могут быть затронуты.
Определением суда от 14 октября 2021 года (протокольно) изменено процессуальное положение Управления здравоохранения Липецкой области с третьего лица на ответчика.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Советского района города Липецка Карих О.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» по доверенности Шатских А.Г. иск не признала, полагала, что защитное сооружение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, не принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования медицинской организации, к тому же содержать указанное защитное сооружение и обеспечивать его соответствие технико-эксплуатационным характеристикам медицинская организация не имеет возможности, поскольку основной уставной деятельностью организации является медицинская деятельность, средств на содержание защитных сооружений в бюджете не заложено.
Представители ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Маргиев Р.Б., Ширяев А.А., исковые требования не признали, указали, что средства, поступающие на счет Управления здравоохранения могут быть потрачены на только на здравоохранение, и не могут распределяться на гражданскую оборону, иначе это будет считаться нецелевым расходованием денежных средств, также согласно распоряжению об утверждении положения об Управлении здравоохранения Липецкой области, отсутствуют какие-либо полномочия в сфере гражданской обороны по созданию объектов гражданской обороны.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Липецкой области по доверенности Дронов А.В. иск полагал подлежащим удовлетворению, поскольку ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» отнесено ко второй категории по гражданской обороне, имеет мобилизационное задание и располагается на территории города Липецка, территория которого отнесена к соответствующей группе по гражданской обороне. На основании этого укрытие наибольшей работающей смены организации должно осуществляться только в убежище.
Представитель третьего лица МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Липецка» по доверенности Лежнюк Г.В. иск полагал подлежащим удовлетворению, поскольку ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1», отнесено ко второй категории по гражданской обороне, имеет мобилизационное здание и располагается на территории города Липецка, территория которого отнесена к соответствующей группе по гражданской обороне. На основании этого укрытие наибольшей работающей смены организации должно осуществляться только в убежище.
Представитель третьего лица ОКУ «Управления государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области» по доверенности Черлятос В.Ю. полагал, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку у больницы должен быть объект гражданской обороны.
Представитель третьего лица МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях в письменных возражениях иск поддержал, объяснив, что имеющие подвальные помещения ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» не могут служить защитным сооружением гражданской обороны без паспорта убежища, заверенного организацией.
Представитель третьего лица МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
В соответствии с частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление от 27 декабря 1991 № 3020-1).
В соответствии с пунктами 1, 2 раздела 3 приложения №1 к постановлению от 27 декабря 1991 №3020-1 защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2284, установлен запрет приватизации защитных сооружений гражданской обороны.
В силу пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу статьи 2 статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», основными задачами в области гражданской обороны являются:
подготовка населения в области гражданской обороны;
оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
На основании статьи 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;
руководит организацией и ведением гражданской обороны;
издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;
определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;
определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны;
определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств утверждено постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379
определяет порядок приведения в готовность гражданской обороны;
определяет порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;
утверждает положение о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, порядок государственного надзора за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны;
осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены, в том числе убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно ГОСТ Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22 декабря 1994 года №327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны следует, что организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.
В обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий:
по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;
по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;
по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В силу пункта 3.1.2 Правил в режиме повседневной деятельности допускается использование встроенных защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения.
Статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (пункт 1.2 Правил).
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", в которое внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2019 г. N 1391, следует, что убежища создаются:
- для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных;
- для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.
Противорадиационные укрытия создаются:
- для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне;
- для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Укрытия создаются:
- для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения);
- для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Судом установлено, что согласно паспорту убежища (противорадиационного укрытия) № 36 (дата заполнения паспорта 07 июня 2007 года) защитное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит МУЗ «ЦГКБ г. Липецка», указанное защитное сооружение находится на земельном участке с кадастровым номером №, правообладателем которого, согласно выписке из ЕГРН, является городской округ город Липецка Липецкой области Российской Федерации.
Распоряжением главы администрации г. Липецка от 10.03.2006 № 1202-р создано МУЗ ЦГКБ г. Липецка. Актом приема - передачи от 12.03.2007 в оперативное управление учреждения передано имущество, защитное сооружение гражданской обороны в котором отсутствует.
Решением Липецкого городского совета депутатов г. Липецка от 06.09.2012 №513 из муниципальной собственности учреждение здравоохранения передано в областную собственность.
Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 18.12.2012 года №3700 больница перешла в государственную собственность Липецкой области. Согласно ведомостям по основным средствам от 18.12.2012 защитного сооружения гражданской обороны на балансе учреждения не имеется.
Из ответа Управления имущественных и земельных отношений администрации города Липецка от 26.06.2019 года следует, что земельный участок с кадастровым номером № в настоящее время кому-либо не предоставлен, земельный участок кадастровым номером №, площадью 48590 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, согласно выписки из ЕГРН, принадлежит на праве собственности Липецкой области и представлен в постоянное (бессрочное) пользование ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1».
Согласно письму Управления административных органов Липецкой области от 09.04.2021 года следует, что в перечне организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Липецкой области, согласованном Заместителем Министра МЧС России П.Ф. Барышевым (от 22.01.2018, уч. № 6149-мп) и утвержденным главой администрации Липецкой области 14.07.2017, ГУЗ «ЛГБСМП №1» числится как имеющее 2 категорию по гражданской обороне (снятие копий с документа запрещено МЧС России). В п. 74 названного Перечня указано, что ГУЗ «ЛГБСМП №1» имеет мобилизационное задание по развертыванию 610 коек. Копией мобилизационного задания ГУЗ «ЛГБСМП № 1» управление административных органов Липецкой области и ОКУ «Управление ГПСС Липецкой области» не располагают. В оперативном управлении ГУЗ «ЛГБСМП №1» находится защитное сооружение гражданской обороны (убежище) инв. № 36-49, номер в реестре МЧС России 54987, номер в реестре Росимущества 12490000005, (далее - ЗС ГО), отдельно стоящее на территории больницы по адресу: <адрес>, вместимостью 200 чел. (копия паспорта прилагается). Указанное защитное сооружение расположено на земельном участке с кадастровым номером №, не принадлежащем на праве постоянного пользования ГУЗ «ЛГБСМП №1». По информации Главного управления МЧС России по Липецкой области, в 2004 и в 2008 г. состояние ЗС ГО оценивалось как «готово к приему укрываемых», в 2014г. - «ограниченно готово к приему укрываемых», а в 2018г. - «не готово к приему укрываемых».
На основании п. 12 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", в которое внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2015 г. N 737 "О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п.п. 2-1-2.4 Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется в следующих случаях: после ввода ЗС ГО в эксплуатацию;
при изменении типа ЗС ГО;
при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией.
При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.
Сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с устанавливаемым порядком.
Инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.
Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.
Согласно п.п. 2.1 - 2.4 ст. II Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Правила эксплуатации ЗС ГО) статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию, по итогам инвентаризации или при изменении типа ЗС ГО.
Согласно информации МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Липецка» (№ 5474-2.1 от 26.09.2019 года) объект гражданской обороны, расположенный по адресу: <адрес>, является отдельно стоящим убежищем, год ввода в эксплуатацию - 1986, площадь 763 кв.м, вместимость - 200 человек, инв. № 36, в реестре Росимущества № 12490000005, в реестре МЧС России по результатам инвентаризации в 2014 году № 54987, балансодержателем является ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1».
Однако, по информации главного врача ГУЗ «ЛГБСМП № 1» (ответ на запрос прокурора № 30 ДСП от 07.04.2021), Управления здравоохранения Липецкой области учреждении (ответ на запрос прокурора № 19-2021 от 31.03.2021) в качестве защитных сооружений (убежищ) планируется использовать приспособленные подвальные помещения, емкостью до 1200 человек.
По сведениям Управления здравоохранения Липецкой области от 09.04.2021 согласно мобилизационному заданию (само задание является секретной информацией) эвакуация учреждения в военное время не предусмотрена, персонал и больные (в том числе нетранспортабельные) остаются в пункте постоянной дислокации и укрываются в оборудованных подвальных помещениях.
Как следует из материалов дела, в настоящий момент в собственности либо в оперативном управлении ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» отсутсвует объект гражданской обороны для наибольшей работающей смены ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» и для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения. При этом в нарушение положений Постановления Правительства №1309 имеющиеся подвальные помещения не могут служить защитным сооружением гражданской обороны (укрытием, противорадиационным укрытием, убежищем и так далее) без паспорта убежища заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в то время как ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» отнесено установленным порядком ко второй категории по гражданской обороне, имеет мобилизационное задание и располагается на территории города Липецка, территория которого отнесена к соответствующей группе по гражданской обороне, поэтому укрытие наибольшей работающей смены организации должно осуществляться только в убежище.
Согласно пп. 2 п. 1 Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утв. Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696, государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны является совокупностью скоординированных и объединенных единым замыслом политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных и специальных мер, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в области защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях (пункт 9).
Одной из задач государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой.
Следовательно, обязанность по обеспечению наличия объекта гражданской обороны для наибольшей работающей смены ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» и для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения; оформлению и регистрации объекта гражданской обороны в соответствии с нормами Постановления Правительства № 1309 и Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны должна быть возложена на ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» как на юридическое лицо, отнесенное установленным порядком ко второй категории по гражданской обороне, имеющем мобилизационное задание.
Возражая против заявленных требований, представители ответчиков ссылались на то, что содержать указанное защитное сооружение и обеспечивать его соответствие технико-эксплуатационным характеристикам медицинская организация не имеет возможности, поскольку основной уставной деятельностью организации является медицинская деятельность, средств на содержание защитных сооружений в бюджете не заложено.
Однако суд полагает указанные доводы ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Управление здравоохранения Липецкой области является учредителем ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1», однако, данное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, у которого в распоряжении имеются денежные средства, уже выделенные Управлением на осуществление деятельности медицинского учреждения, из которых может быть приобретено то или иное оборудование. Управление не отказывало ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1», в выделении денежных средств, для обеспечения наличия объекта гражданской обороны. Кроме того, сведений об обращении ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» в МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях по вопросу оформления и регистрации объекта гражданской обороны не представлено.
Исходя из совокупности указанных правовых норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению наличия объекта гражданской обороны для наибольшей работающей смены ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» и для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения; оформлению и регистрации объекта гражданской обороны в соответствии с нормами Постановления Правительства № 1309 и Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны должна быть возложена на ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1».
Следовательно, исковые требования к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить наличие объекта гражданской обороны для наибольшей работающей смены ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» и для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения; оформить и зарегистрировать объект гражданской обороны в соответствии с нормами Постановления Правительства № 1309 и Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального срока, суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено - до 01 декабря 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Советского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» об обеспечении наличия объекта гражданской обороны, - удовлетворить.
Возложить на ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» обязанность в срок до 01 декабря 2022 года обеспечить наличие объекта гражданской обороны для наибольшей работающей смены ГУЗ «Липецкая городская больница скорой медицинской помощи № 1» и для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения; оформить и зарегистрировать объект гражданской обороны в соответствии с нормами Постановления Правительства № 1309 и Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к Управлению здравоохранения Липецкой области об обеспечении наличия объекта гражданской обороны – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.А. Никулин
Мотивированное решение
составлено 06 декабря 2021 года.
